Кисэн - корейские гейши?


Кисэн, которых еще называют корейским аналогом японских гейш, женщины легкого поведения - неотъемлемая часть корейской культуры. Они вовсе не проститутки в обиходном понимании этого слова. Кисэн появились во времена династии Корё. Это артистки, развлекавшие на пирах королей своими чудесными танцами и музыкой. Нередко они достигали больших высот в искусстве, поэзии и литературе. Итак, что же мы знаем об этих женщинах?

Кисэн были известны также как «цветы, говорящие на языке поэзии». Они обучались танцам, музыке и поэзии на самом высоком уровне, иногда также занимались уходом за больными, а кисэн низшего ранга были проститутками.

Все это сословие было частью «чонмин», то есть подчиненного класса, поскольку официально принадлежали правительству, которое регистрировало их. Хоть кисэн и относились к низшему слою, к такому же, как и рабы, по статусу они были все же выше и имели больше свободы. Дети кисэн должны были непременно тоже продолжить эту профессию.

Так как правительство регистрировало каждую кисэн, освободить женщину от этого статуса мог только влиятельный богатый человек, который заплатил бы штраф государству.


Большое количество поэзии, созданной кисэн, дошли до наших дней. Эти поэмы часто отражают темы душевной боли и расставания, похожие на стихи, составленные учеными в изгнании. К тому же, некоторые из известных поэм кисэн были написаны для того, чтобы убедить ученых провести ночь.

Карьера большинства кисэн была очень короткой, достигая своего пика в 16 или 17 лет и заканчиваясь в 22. Лишь некоторые могли сохранять свой «бизнес» на долгое время. Поэтому кисэн брали на обучение уже с восьми лет. Они также были обязаны законом уйти на пенсию в 50. Лучшей перспективой для большинства кисэн было стать наложницей влиятельного человека. Однако это тоже было маловероятно, ведь чтобы патрон имел возможность взять кисэн в жены, он должен был выкупить ее у государства, а это мог позволить себе далеко не каждый. Поэтому большинство бывших кисэн открывали свою таверну или просто работали в ней. 

В позднем Чосоне прогрессировала трехуровневая система. Высший слой развлекали хэнсу, которые пели и танцевали для людей самого высокого уровня. Хэнсу кисэн не разрешалось выступать после того, как им исполнялось 30 лет. Однако они могли продолжить работать в других областях, таких как шитье или медицина. Кисэн высшего ранга, также называемые сонсан, принимали гостей только по выбору. Хэнсу каждой провинции брали на себя ответственность обучать новых кисэн.

Средним классом был ису, развлекательницы, оказывающие помимо прочего и платные сексуальные услуги.

Кисэн низшего слоя называются самсу. Им было запрещено выступать с песнями и танцами хэнсу. Уровневая система, существовавшая во всех аспектах Чосона, рухнула в конце 19 века.

В ходе своей карьеры некоторые кисэн могли накопить личное богатство. Однако, это было исключением, так как еду, одежду и косметику они оплачивали из собственного кармана.

Представительницами данной профессии становились разными путями. Некоторые были дочерями кисэн, которые унаследовали статус от матери. Другие были проданы из-за невозможности их содержания. Такие семьи были из ранга чонмин, однако иногда бедные люди более высокого класса также продавали своих детей. Редко, но все же бывало, что и женщины из аристократического общества становились кисэн, обычно из-за нарушения строгих сексуальных обычаев чосонского периода.

Так как кисэн должны были быть образованными изначально, государство рано заинтересовалось их обучением. Впервые они с этим столкнулись, когда был основан гёбан, институт для дворцовых кисэн во время династии Корё. В чосонский период система только улучшалась. Обучение концентрировалось на музыке и танцах.

В трехуровневой системе позднего Чосона более специализированные школы были образованы для кисэн первого класса. Курс обучения длился три года и был направлен на поэзию, танцы, музыку и искусство. Самая продвинутая школа находилась в Пхеньяне. Традиция сохранялась и в период японской колонизации.

Так как кисэн были рабами государства, правительство строго их регулировало. Они курировались офицером, который был ответственен за кисэн, называемым хочжан. Он также отвечал за регистрацию и смотрел, чтобы никто не сбежал.

Кисэн должны были являться на проверку дважды в месяц, а также, когда новый чиновник прибывал в область. К тому же, они обязаны были отчитываться в своем обучении, включающем танцы и музыку. Однако государство не имело возможности вмешиваться в работу кисэн. Контроль над ними обычно держался старшими ранга хэнсу. Порядок сохранялся в каждом гёбан, который могли включать в себя несколько десятков кисэн.

Когда возникали проблемы с клиентами или имело место быть обвинение в преступном поведении, обычно кисэн высшего ранга брали на себя ответственную роль в разрешении конфликта.

Многие кисэн имели гибу, или «мужа кисэн», который предоставлял поддержку и обеспечивал финансово, например, покупая ценные вещи или гарантируя социальный статус в обмен на развлечения. Многие гибу были бывшими солдатами, правительственными рабочими или служащими королевского двора.

Время от времени возникали конфликты между гибу и потенциальными клиентами, хотя гибу и не был настоящим мужем кисэн и не имел на нее официальных прав.

Во время правления династии Чосон дома кисэн обычно были расположены недалеко от центра города. Для того, чтобы привлечь клиентов, часто дома имели потрясающий вид, а область возле него украшена декоративными насаждениями и прудами.

Кисэн играли важную политическую роль, как слуги государства со своими правами. Они развлекали иностранных гостей из Китая и Японии и сопровождали их, если те путешествовали по стране. Благодаря посещению таверн и домов для гостей, они были более осведомлены о местных делах. Поэтому иногда они были ключевым источником информации. Именно благодаря предоставленной ими информации восставшая армия Хон Гён Нэ смогла легко взять крепость Чончу в начале 19-го века. Таким образом, кисэн участвовали в политике страны. Известно множество кисэн, которые храбро убивали или пытались убить лидеров империалистической армии Японии.

Некоторые были также активны во время корейского освободительного движения в начале 20-го века. Иногда они поднимали на борьбу других женщин страны и брали на себя лидерство в движении за независимость. Около 50 кисэн приняло участие в демонстрации в поддержку Движения Первого Марта в 1919 году.

В XX веке, особенно во время японского господства, многие кисэн опустились до уровня обычных проституток.

В наше время очень и очень мало домов кисэн действительно работают, а многие традиции и танцы утеряны навсегда. Некоторые южнокорейские предприятия предлагают их иностранным партнерам посетить дом кисэн, но эти места в большинстве своем являются лишь современной интерпретацией старых домов кисэн и имеют мало общего с традиционной культурой. Старейший традиционный дом кисэн в Корее, Очжинам, закрылся в 2010 году. Сейчас влияние кисэн на корейское общество пересматривается и получает новое внимание, так как корейцы прилагают усилия к возобновлению и возрождению своего культурного и исторического наследия. Но интерес почти полностью сосредоточен на исторических кисэн времен династии Чосон, а не на том, чтобы возобновить их деятельность в наше время. В Северной Корее все потомки кисэн были помечены как члены «враждебного класса» с «плохими песнями» и «испорченной кровью».

Таким образом, кисэн были разного уровня. Были и те самые проститутки, которые часто всплывают в сознании при упоминании гейш. Но были и другие, полностью посвятившие себя искусству, жившие танцами и музыкой и достигшие в этом совершенства. То, что кисэн — неотъемлемая часть разнообразной истории и традиции Кореи, отрицать нельзя.