Часто возникает вопрос - почему же очень многие корейцы так
плохо относятся к Японии? Малейшее случайное или не случайное появление
японского имперского флага на фотографиях знаменитостей вызывает у корейцев
самую негативную реакцию из всех возможных, а человека, попавшего в такой
скандал, будут попрекать этим до конца дней. В чем же причина такой ненависти?
Естественно, не все корейцы так негативно относятся к этому, но причина
кроется, конечно, в истории. Япония оккупировала территорию Кореи с 1910 по 1945 год, но самым страшным грехом в
глазах корейцев являются станции утешения, за которые японская армия не
принесла извинения до сих пор.
Теория
«Станции утешения» — это военные бордели, функционировавшие
в 1932—1945 годах на оккупированных Японией территориях в Восточной и
Юго-Восточной Азии, обслуживавшие японских солдат и офицеров.
В 1932 году генерал-лейтенант Ясудзи Окамура получил 223
доклада об изнасилованиях местных жителей на оккупированных территориях Китая и
в связи с этим обратился к командованию с предложением о создании "станций
утешения". По его словам, "станции создаются для уменьшения
антияпонских настроений, возникавших на оккупированных территориях, а также
ради необходимости не допустить снижения боеспособности солдат из-за появления
у них венерических и других заболеваний».
Первая "станция для утешения" была открыта в 1932
году в Шанхае. Изначально на работу брались женщины - добровольцы из Японии.
Однако со временем число станций увеличилось, вырос спрос и тогда женщин стали
приводить из индонезийских и филиппинских лагерей для интернированных, а также
на оккупированных территориях публиковались объявления о приеме на работу
молодых женщин. Затем на "станции утешения" стали насильно привозить
и из других оккупированных территорий - из Китая и Кореи.
По разным подсчётам через «станции утешения» прошло от 50 до
300 тыс. молодых женщин, многие из которых были моложе 18 лет. До конца войны
дожила лишь четвёртая часть из них ввиду ужасных условий существования; они
обслуживали по 20—30 солдат в день.
Еженедельно женщины проходили медосмотр на предмет
венерических заболеваний. Бывали случаи, когда военные доктора сами насиловали
здоровых. В случае заражения им вводили «препарат 606». Беременным женщинам
тоже вводили этот препарат с целью спровоцировать выкидыш. Препарат обладает
нежелательным побочным эффектом, что впоследствии исключало возможность родить
здоровых детей или вообще родить.
Однако с появлением «станций утешения» случаи изнасилований
местных женщин не прекратились, поскольку за каждый визит солдатам нужно было
платить.
По поводу характера и масштабов этого явления в японской,
китайской и корейской историографии идёт полемика. Японские историки, как
правило, подчёркивают сугубо частный и добровольный характер проституции.
Китайские и корейские историки указывают на факты похищения и насильственного
принуждения девушек к проституции на «станциях утешения», свидетельствующие о
прямом умысле на совершение данных преступлений со стороны японского
командования.
Политические споры
2 марта 2007 года японский премьер-министр Синдзо Абэ
заявил, что организованный характер массового вовлечения женщин в проституцию
не доказан, однако под нажимом американского посла уже 26 марта выразил
сожаление по поводу нарушений прав человека, которые имели место на «станциях
утешения».
В 2015 году правительства Японии и Южной Кореи (президентом
тогда еще была Пак Кын Хе) в соглашении заверили «окончательное и необратимое
решение» проблемы «женщин для комфорта».
Япония признала ответственность своего правительства и армии
в то время. Кроме
того, для нужд женщин, пострадавших во время войны, был создан фонд с капиталом
в 10 миллиардов иен (около 8,3 миллионов долларов), полностью субсидируемый
Японией. Взамен Япония требовала подтверждения от РК, что этот вопрос больше
никогда не будет подниматься в двусторонних отношениях, а также настаивала на
демонтаже памятника жертвам системы принудительной проституции, установленным
прямо напротив японского посольства в Сеуле еще в 2011 году. Однако, Женщины,
служившие в годы войны в борделях, были возмущены тем, что с ними никто не
посоветовался ни до, ни во время переговоров, а также тем, что по их итогам
"Япония не взяла на себя политической ответственности".
«Соглашение между Южной Кореей и Японией в отношении
корейских «женщин для комфорта» не смогло обеспечить нужды жертв. С таким
заявлением выступила глава дипломатического ведомства страны Кан Гён Хва 27
декабря 2017 года по итогам работы специально собранной ею комиссии по изучению
результатов заключения соглашения с Токио. Так, в рамках работы комиссии было
установлено, что требование «женщин для утешения» — южнокорейских женщин и
девушек, которых заставили работать в японских борделях, — не может быть
решено, поскольку их требование юридической компенсации так и не было
выполнено. В тот же день «Неприемлемыми» назвал
глава МИД Японии Таро Коно любые попытки пересмотреть заключенное между
Токио и Южной Кореей соглашение о «женщинах для утешения». «Если южнокорейское
правительство попытается пересмотреть это соглашение, которое выполняется, в
таком случае будет сложно представить себе отношения Японии с Южной Кореей», —
добавил он, подчеркнув, что подобный шаг «неприемлем».
На следующий день сам президент Кореи Мун Чжэ Ин выразился
по этому поводу, что заключенное между Сеулом и Токио соглашение о
южнокорейских «женщинах для утешения» крайне несовершенно.
«Соглашение не может решить проблему женщин для утешения», —
отметил глава государства, назвав документ «политическим договором, из которого
исключаются жертвы и общественность».
Тем не менее, на вопрос о том, готов ли глава южнокорейского
государства признать подписанное в 2015 году соглашение недействительным,
официальный представитель его администрации подчеркнул, что пока об этом речь
не идет, добавив, что правительство в скором времени сообщит о своем конечном
решении.
Самое главное, что пытается донести до Японии нынешнее
правительство Южной Кореи это то, что корейский народ ждет искренних извинений.
В 2017 году парламенте Южной Кореи был утвержден
пересмотренный закон, назначивший 14 августа «Днем памяти „женщин для
утешения“, ставших жертвами японской армии». Он был поддержан правящей и
оппозиционной партиями со следующими результатами: 205 голосов — за, 0 —
против, 8 — воздержались. В ближайшем будущем закон будет обнародован и введен
в силу в течение полугода после этого.
Пересмотренный закон ясно обозначил, что цель учреждения Дня
памяти — «оповестить людей внутри и за пределами страны о проблеме „женщин для
утешения“». Закон требует от правительства и органов местной власти
организовывать мероприятия, а также стараться широко информировать людей на эту
тему. Так, каждый год в этот день снова
всенародно будет подниматься эта тема.
Был также включен пункт о том, чтобы выслушивать мнения
самих жертв, в случае, если правительство будет в дальнейшем планировать
проведение какой-либо политики, касающейся бывших «женщин для комфорта».
Правительство Мун Чжэ Ина активно проводит политику по приданию
ключевого значения проблеме «женщин для утешения». В утвержденном июльском
государственном пятилетнем плане оно предложило установить День памяти и
построить музей истории «женщин для утешения». Правительство также объявило о
намерении поставить мемориальный камень на государственном кладбище.
Сейчас у Южной Кореи и Японии до сих пор идут споры на тему
"женщин для утешения". Премьер-министр Абэ сначала сказал, что не поедет на Олимпийские
игры в Пхёнчане из-за "соглашения" касательно женщин для утешения,
заключённом в 2015 году. Но сейчас он вдруг передумал и сказал, что поедет на
Олимпийские игры. Также он хочет обсудить с президентом Муном заключённое в
2015 году соглашение о компенсации и поговорить о позиции Японии касательно
этого вопроса.
Что так гложет корейский народ - японская армия так и не
принесла никаких извинений и не выказала ни малейшего раскаяния по отношению к
жертвам сексуального рабства.
Истории жертв
Далее идет шокирующий контент, если вы впечатлительны, лучше не читать.
Теперь хотелось бы включить в эту статью интервью самих
"женщин для комфорта", некоторые из которых, кстати, до сих пор живы.
Ким Бок Дон
Кореянку Ким Бок Дон похитили, когда ей было 15. По ее
словам, по будням на «станции утешения» ее принуждали удовлетворять около 15
японских солдат. По выходным солдат было больше пятидесяти.
Сейчас женщина публично рассказывает о том, что с ней
случилось, не пытаясь спрятаться из-за чувства стыда. Каждую среду она ходит на
митинг рядом с японским посольством в Сеуле, участники которого требуют от
Японии извинений. На митинге Ким Бок Дон поддерживают сотни людей. Участники
митинга, проходящего каждую среду у японского посольства в Сеуле, приносят
цветы к скульптуре «женщины для утешения». Митингующие требуют от правительства
Японии извинений и компенсации.
В Южной Корее 238 женщин сделали публичные заявления и
поделились историями о жестокостях, которые они пережили во время войны. Все
они получают финансовую помощь от правительства. Сейчас в живых осталось лишь
47 кореянок, прошедших через «станции терпимости». 12 из них живут в
специальных приютах для бывших «женщин для утешения», спонсируемых
неправительственными организациями. В этих учреждениях о женщинах заботятся
социальные работники и врачи, проводится специальная терапия, чтобы помочь им
справиться с травмами. Ким Бок Дон рассказала, что многие «женщины для
утешения» уже умерли. Больно осознавать, что перед смертью они не получили даже
извинения от Японии, сказала она.
Ли Ок Сен
Ли Ок Сен родилась в южнокорейском Пусане в 1927 году. В
1942 девушку забрали на аэродром в Китае, где ее регулярно насиловали. Позже ее
содержали в нескольких японских военных борделях.
Ли показывает свою фотографию, сделанную в 1947 году, через
два года после капитуляции Японии.
Тогда она подала запрос на получение китайского гражданства. После окончания войны женщина не могла вернуться в родной город из-за чувства стыда. Ли жила в Китае до июня 2001 года.
Пак Ок Сен
Буддийские четки на календаре и листе бумаги, на котором написано «92», возраст Пак Ок Сен. Пак родилась в 1924 году в городе Мирян в Южной Корее. В 1941 году ее забрали в японский военный бордель на территории Китая. Она была «женщиной для утешения» четыре года.
Тогда она подала запрос на получение китайского гражданства. После окончания войны женщина не могла вернуться в родной город из-за чувства стыда. Ли жила в Китае до июня 2001 года.
Пак Ок Сен
Буддийские четки на календаре и листе бумаги, на котором написано «92», возраст Пак Ок Сен. Пак родилась в 1924 году в городе Мирян в Южной Корее. В 1941 году ее забрали в японский военный бордель на территории Китая. Она была «женщиной для утешения» четыре года.
Чон Оксон
Другая жертва "станций утешения" бабушка Чон Оксон
рассказала о своей истории. Именно ее история ярко проиллюстрирует крайне
чувствительное отношение корейцев к данной теме.
В 1933 году 14-летняя Чон Оксон готовила обед родителям,
работавшим в поле, когда ее варварским образом похитили японские военные. Связав
ей руки и ноги, они принесли ее в полицейский участок, где восемь полицейских
стращали ее. Они жестоко насиловали Оксон, запихнув ей в рот носок. В ходе
насильственных действий полицейский ударил ее в глаз, поэтому на протяжении
трех последующих лет она не могла ничего им видеть. Затем ее вместе с остальными
400 девушками увезлои в военный округ Хесан. Девушкам было по 12, 13, 14 лет.
Ежедневно Чон Оксон обслуживала около 40 японских солдат.
Если она оказывала сопротивление, Оксон прижигали кожу металлическим
штыком, не обращая внимания даже на то, что с нее слезла вся кожа. В августе
того года японские военные замучили 15 девочек, протащив их по постелям,
утыканным гвоздями.
Однажды офицер спросил, может ли кто-то обслужить сто
человек в день. Одна девочка поинтересовалась, почему они должны это делать,
тогда ее в этот же день протащили в одних трусах по доске с 300 гвоздями, а
затем обезглавили. Решив, что хоронить тело будет накладно, они попытались
выбросить его в туалет. Подруги умершей видели все это и стали плакать, тогда
командующий сказал: вероятно, это цыпочки плачут, потому что они давно не ели
мяса», а затем приказал отварить тело той девочки и насильно скормил это ее
подругам.
В 1937 году Чон Оксон и ее подруги попытались сбежать, но их
поймали и вернули обратно. Тогда они стали объектом жестоких пыток. Ее и 12
других девочек напоили так, что их желудки заполнились водой под завязку, а
затем нажимали им на животы, чтобы их вырвало, и так по кругу. Они так сильно
сдавливали с обеих сторон, что у Оксон ломались рёбра, выходили наружу
бедренные кости, и она теряла сознание.
Японцы хотели узнать, кто спланировал побег, но так как
никто из девочек не говорил, они повесили их вверх ногами на металлической
перекладине. Затем они принесли устройство для наколок. Они оставили на теле
Чон Оксон татуировки на внутренней стороне рта, груди, животе и ниже. Эти
наколки до сих пор видны очень четко.
Бабушка Чон говорит, что не требует компенсации, она лишь
хочет спросить: «Зачем вы тогда забирали наших девочек и творили с ними
такое?».
Известны случаи о том, что в японских школах информация об
этом моменте истории просто-напросто отсутствует, многие японцы понятия не имеют,
кто такие женщины для утешения. Скорее всего, Япония просто хочет вычеркнуть
это из своей истории, что прекрасно понимают корейцы, которые хотят искренних
извинений, которых, похоже, вряд ли дождутся.
Японская армия творила бесчинства и искалечила многие судьбы
и души. До сих пор живые уже бабушки, жертвы «станций утешения», все еще ждут
от Японии извинений. Но в любом случае, подорванное здоровье уже не вернуть,
испорченные судьбы не исправить, а душевные раны не залечить.
Также вы можете посмотреть видео по заданным темам здесь:
https://www.youtube.com/channel/UChtCYWhOMxOZsAMbRQD95nw