Религия, бесспорно, всегда оказывала огромное влияние на
культуру. Так было с христианством в Европе, индуизмом в Индии и исламом в
арабских странах. Но что насчет Кореи? Конфуцианство, пришедшее из Китая,
пустило свои корни в ежедневную жизнь наряду с буддизмом махаяна. Однако
наиболее глубокое влияние оказала другая религиозная система — мусок, или
корейский шаманизм.
Мусок является «родной» религией. Шаманы, или мудан,
проводили ритуалы, известные как «гут», и для живых, и для мертвых — для первых
на удачу, а для вторых на успокоение. Во время обряда гут шаманы молились через
чувственные танцы и стимулирующую музыку. Они рассказывали легенды о богах,
людях, природе, остроумно шутили и разыгрывали драматические сценки. Их музыка,
которая время от времени может быть грустной, а иногда манящей и восторженной,
сложные и проработанные танцы и бумажное искусство, иллюстрирующее их обряды —
все это является примером корейского народного творчества. Существует большое
количество форм корейского искусства, которые берут свое начало из гут, такие
как пансори и танец экзорцизма сальпуричум.
Корейскому шаманизму недостает определенных основополагающих
компонентов, которые были компенсированы другими более официальными религиями.
У шаманизма нет своего священного писания, как библия у христиан и сутра у
буддистов, нет организованной группы шаманов, и отсутствует специальное место
для сборов, вроде церкви. Шаманизм находит свое проявление в выступлениях гут,
религиозных принципах и вере. Можно сказать, что ритуалы гут являются
выражением корейской жизни, манифестов долго развивающихся идей и эмоций
корейского народа.
В традиционной Корее шаманизм сыграл важную роль в жизни
людей. Национальный фестиваль шаманизма пальгванхо стал проводиться в период
Силлы вплоть до династии Корё. Во время Чосона это не было так масштабно, но
локально маыль гут или ритуалы на уровне деревни, развивались. Маыль гут,
выступающий в качестве общественного фестиваля, организовывался чиновниками
конкретных городов и вследствие этого имел и конфуцианский стиль, разбавленный
народными играми. Один из примеров маыль гут может быть Каннын Дано фестиваль,
идущее и сейчас ежегодное локальное мероприятие. Здесь происходит соединение
шаманских выступлений, конфуцианских ритуалов и народных игр.
На уровне хозяйства проводились ритуалы на удачу и
успокоение духов. Первый предназначался для молитвы за здоровье и счастье
членов семьи, в то время как второй ритуал выполнялся, чтобы провести дух
умершего в другой мир.
Без всякого священного писания или систематической
организации корейский шаманизм передается только через выступления и ритуалы
гут. Это обеспечивает социальный механизм, который способствует солидарности и
единству, решает недовольства духов и восстанавливает здоровье живых.