Корейский шаманизм


Религия, бесспорно, всегда оказывала огромное влияние на культуру. Так было с христианством в Европе, индуизмом в Индии и исламом в арабских странах. Но что насчет Кореи? Конфуцианство, пришедшее из Китая, пустило свои корни в ежедневную жизнь наряду с буддизмом махаяна. Однако наиболее глубокое влияние оказала другая религиозная система — мусок, или корейский шаманизм.

Мусок является «родной» религией. Шаманы, или мудан, проводили ритуалы, известные как «гут», и для живых, и для мертвых — для первых на удачу, а для вторых на успокоение. Во время обряда гут шаманы молились через чувственные танцы и стимулирующую музыку. Они рассказывали легенды о богах, людях, природе, остроумно шутили и разыгрывали драматические сценки. Их музыка, которая время от времени может быть грустной, а иногда манящей и восторженной, сложные и проработанные танцы и бумажное искусство, иллюстрирующее их обряды — все это является примером корейского народного творчества. Существует большое количество форм корейского искусства, которые берут свое начало из гут, такие как пансори и танец экзорцизма сальпуричум.

Корейскому шаманизму недостает определенных основополагающих компонентов, которые были компенсированы другими более официальными религиями. У шаманизма нет своего священного писания, как библия у христиан и сутра у буддистов, нет организованной группы шаманов, и отсутствует специальное место для сборов, вроде церкви. Шаманизм находит свое проявление в выступлениях гут, религиозных принципах и вере. Можно сказать, что ритуалы гут являются выражением корейской жизни, манифестов долго развивающихся идей и эмоций корейского народа.

В традиционной Корее шаманизм сыграл важную роль в жизни людей. Национальный фестиваль шаманизма пальгванхо стал проводиться в период Силлы вплоть до династии Корё. Во время Чосона это не было так масштабно, но локально маыль гут или ритуалы на уровне деревни, развивались. Маыль гут, выступающий в качестве общественного фестиваля, организовывался чиновниками конкретных городов и вследствие этого имел и конфуцианский стиль, разбавленный народными играми. Один из примеров маыль гут может быть Каннын Дано фестиваль, идущее и сейчас ежегодное локальное мероприятие. Здесь происходит соединение шаманских выступлений, конфуцианских ритуалов и народных игр.

На уровне хозяйства проводились ритуалы на удачу и успокоение духов. Первый предназначался для молитвы за здоровье и счастье членов семьи, в то время как второй ритуал выполнялся, чтобы провести дух умершего в другой мир.

Без всякого священного писания или систематической организации корейский шаманизм передается только через выступления и ритуалы гут. Это обеспечивает социальный механизм, который способствует солидарности и единству, решает недовольства духов и восстанавливает здоровье живых.